RU
EN
Реэкспорт — инструмент для минимизации ущерба от санкций
Санкции вынуждают экспортеров искать пути обхода ЕС. Одним из них может быть реэкспорт, когда импортируемые товары вывозятся из принявшего их государства в третьи страны для продажи.

Реэкспорт представляет собой рутинную процедуру и широко применяется на практике в следующих ситуациях:
1. Нельзя доставить товары в страну напрямую

Например: вам надо завезти товар в Россию из Италии, но итальянские компании не выполняют перевозки по этому направлению. Тогда вы отправляете товар из Италии в Китай, а Китай уже перемещает его в Россию. Таким образом, товар, отправленный из Италии, попадает в Россию как бы обходным путем.

2. Нужно вернуть бракованные товары

Если российский покупатель признал товар, завезенный из-за рубежа, непригодным для использования, она может вернуть его поставщику. Это будет в противовес экспорту называться реэкспортом.

3. Производитель имеет зону «свободного склада»

На некоторых автосборочных заводах, к примеру, действует режим «свободного склада». Это значит, что заводы могут размещать на своих складах иностранные комплектующие и использовать их без уплаты таможенных пошлин и налогов. Собранные автомобили потом можно поместить под процедуру реэкспорта, то есть отправить назад поставщикам комплектующих. Эти автомобили будут использоваться на таможенной территории ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин и НДС.

4. Рубль обесценивается, и у компании не хватает денег для оплаты таможенных платежей

С момента начала военной операции на Украине большая часть наших клиентов, у которых товар был оплачен заранее, тем не менее была вынуждена отказаться от импорта. Компании боялись, что из-за резкого увеличения таможенных платежей вследствие роста курса национальной валюты себестоимость товара в РФ станет просто неконкурентной. Частично эту проблему можно решить подачей предварительной таможенной декларации (ПТД). В этом случае импортер до пересечения грузом границы ЕАС фиксирует «комфортный» курс ЦБ РФ, по которому будут исчисляться таможенные платежи. Если груз уже прибыл на склад временного хранения (СВХ), а денег на таможенные платежи нет, можно отправить товар обратно в рамках процедуры реэкспорта.

5. У импортера нет разрешительных документов

Допустим, иностранный груз прибыл в страну. Однако перед подачей таможенной декларации выясняется, что разрешительные документы оформлены с ошибками или отсутствуют вовсе. Если держать груз на складе временного хранения очень дорого, то проще вывезти его обратно.

6. Поставщик допустил ошибки в сопроводительных документах

У поставщика недостаточно навыков в международной торговле. Он допустил неточности в документах — например, в наименовании товара или его цене, названиях юрлиц. Тогда таможня не оформит товар. Если импортер не отследил эти ошибки до отправки груза или не согласовал документы со своим таможенным представителем, возможно, единственным выходом будет реэкспорт груза.

Виды реэкспорта

Реэкспорт может быть прямым или косвенным, в зависимости от направления перемещения товара:

Прямой реэкспорт — товар ввозится на территорию страны-резидента, а затем по различным причинам вывозится обратно в страну отправления или третью страну. Например, компания ввозит товар из Италии в Россию, а затем по какой-то причине возвращает его в Италию.

Косвенный реэкспорт — товар без ввоза на территорию страны-резидента перепродается третьему лицу в другой стране. Компания покупает товар в Италии, но не везет в Россию, а перепродает, к примеру, в Китай.

Косвенный реэкспорт имеет ряд преимуществ:

  • В некоторых ситуациях он приводит к существенному снижению логистических издержек, так как товар доставляется напрямую конечному покупателю.
  • Товары, реализуемые в режиме косвенного реэкспорта (без ввоза в страну-резидента) не облагаются налогом на добавленную стоимость.
  • Процедура, по сути, не имеет отношения к таможенному оформлению, так как товар не пересекает таможенную границу страны покупателя. В связи с этим валютный контроль сводится к проверке безналичных расчетов между участниками сделки. Оплаты нерезидентам подтверждаются на основе контракта, инвойса или транспортного документа.
  • В рамках одного и того же контракта может применяться как прямой, так и косвенный реэкспорт.

Основные ограничительные меры, которые ЕС ввел в отношении России, описаны в Регламенте Совета ЕС 328 от 25 февраля 2022 года. В нем в частности перечислен ряд компаний из России, с которыми европейцам запрещается вести международную торговлю. Там же перечислен ряд товаров, которые при определенных условиях (как правило в зависимости от сферы их планируемого применения) запрещены к экспорту. При этом отправитель может получить специальное разрешение (лицензию) на поставку в РФ товаров из этого списка. Эти разрешения выдают особые органы по месту регистрации отправителя — отделы ТПП, Министерств экономики и т.д. Их список определен Приложением I к Регламенту. Сроки выдачи таких разрешений могут быть разными. Сейчас они доходят до двух недель с момента обращения.

Если отправитель получает такую лицензию, то он может отправить товар в рамках прямого контракта с импортером в РФ. Таким образом это будет поставка с обычным импортом, как это было и ранее.
Реэкспорт — инструмент для минимизации ущерба от санкций
Санкции вынуждают экспортеров искать пути обхода ЕС. Одним из них может быть реэкспорт, когда импортируемые товары вывозятся из принявшего их государства в третьи страны для продажи.

Реэкспорт представляет собой рутинную процедуру и широко применяется на практике в следующих ситуациях:
1. Нельзя доставить товары в страну напрямую

Например: вам надо завезти товар в Россию из Италии, но итальянские компании не выполняют перевозки по этому направлению. Тогда вы отправляете товар из Италии в Китай, а Китай уже перемещает его в Россию. Таким образом, товар, отправленный из Италии, попадает в Россию как бы обходным путем.

2. Нужно вернуть бракованные товары

Если российский покупатель признал товар, завезенный из-за рубежа, непригодным для использования, она может вернуть его поставщику. Это будет в противовес экспорту называться реэкспортом.

3. Производитель имеет зону «свободного склада»

На некоторых автосборочных заводах, к примеру, действует режим «свободного склада». Это значит, что заводы могут размещать на своих складах иностранные комплектующие и использовать их без уплаты таможенных пошлин и налогов. Собранные автомобили потом можно поместить под процедуру реэкспорта, то есть отправить назад поставщикам комплектующих. Эти автомобили будут использоваться на таможенной территории ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин и НДС.

4. Рубль обесценивается, и у компании не хватает денег для оплаты таможенных платежей

С момента начала военной операции на Украине большая часть наших клиентов, у которых товар был оплачен заранее, тем не менее была вынуждена отказаться от импорта. Компании боялись, что из-за резкого увеличения таможенных платежей вследствие роста курса национальной валюты себестоимость товара в РФ станет просто неконкурентной. Частично эту проблему можно решить подачей предварительной таможенной декларации (ПТД). В этом случае импортер до пересечения грузом границы ЕАС фиксирует «комфортный» курс ЦБ РФ, по которому будут исчисляться таможенные платежи. Если груз уже прибыл на склад временного хранения (СВХ), а денег на таможенные платежи нет, можно отправить товар обратно в рамках процедуры реэкспорта.

5. У импортера нет разрешительных документов

Допустим, иностранный груз прибыл в страну. Однако перед подачей таможенной декларации выясняется, что разрешительные документы оформлены с ошибками или отсутствуют вовсе. Если держать груз на складе временного хранения очень дорого, то проще вывезти его обратно.

6. Поставщик допустил ошибки в сопроводительных документах

У поставщика недостаточно навыков в международной торговле. Он допустил неточности в документах — например, в наименовании товара или его цене, названиях юрлиц. Тогда таможня не оформит товар. Если импортер не отследил эти ошибки до отправки груза или не согласовал документы со своим таможенным представителем, возможно, единственным выходом будет реэкспорт груза.

Виды реэкспорта

Реэкспорт может быть прямым или косвенным, в зависимости от направления перемещения товара:

Прямой реэкспорт — товар ввозится на территорию страны-резидента, а затем по различным причинам вывозится обратно в страну отправления или третью страну. Например, компания ввозит товар из Италии в Россию, а затем по какой-то причине возвращает его в Италию.

Косвенный реэкспорт — товар без ввоза на территорию страны-резидента перепродается третьему лицу в другой стране. Компания покупает товар в Италии, но не везет в Россию, а перепродает, к примеру, в Китай.

Косвенный реэкспорт имеет ряд преимуществ:

  • В некоторых ситуациях он приводит к существенному снижению логистических издержек, так как товар доставляется напрямую конечному покупателю.
  • Товары, реализуемые в режиме косвенного реэкспорта (без ввоза в страну-резидента) не облагаются налогом на добавленную стоимость.
  • Процедура, по сути, не имеет отношения к таможенному оформлению, так как товар не пересекает таможенную границу страны покупателя. В связи с этим валютный контроль сводится к проверке безналичных расчетов между участниками сделки. Оплаты нерезидентам подтверждаются на основе контракта, инвойса или транспортного документа.
  • В рамках одного и того же контракта может применяться как прямой, так и косвенный реэкспорт.

Основные ограничительные меры, которые ЕС ввел в отношении России, описаны в Регламенте Совета ЕС 328 от 25 февраля 2022 года. В нем в частности перечислен ряд компаний из России, с которыми европейцам запрещается вести международную торговлю. Там же перечислен ряд товаров, которые при определенных условиях (как правило в зависимости от сферы их планируемого применения) запрещены к экспорту. При этом отправитель может получить специальное разрешение (лицензию) на поставку в РФ товаров из этого списка. Эти разрешения выдают особые органы по месту регистрации отправителя — отделы ТПП, Министерств экономики и т.д. Их список определен Приложением I к Регламенту. Сроки выдачи таких разрешений могут быть разными. Сейчас они доходят до двух недель с момента обращения.

Если отправитель получает такую лицензию, то он может отправить товар в рамках прямого контракта с импортером в РФ. Таким образом это будет поставка с обычным импортом, как это было и ранее.